В Архангельской области продолжается строительство нового объекта обращения с ТКО: комплекса обработки и утилизации твёрдых коммунальных отходов на территории действующего полигона в Коряжме. В социальных сетях, инициативными группами местных жителей задаётся множество вопросов о том, соблюдены ли необходимые процедуры до начала реализации проекта и все ли работы сейчас ведутся без нарушений. Мы обратились в АО «Архангельский экологический оператор» с просьбой ответить на самые частые из них, причём понятным, не канцелярским языком.
1. Почему объект начали строить без проведения экологической экспертизы?
Объекты государственной экологической экспертизы определены в ст. 11 и 12 Федерального закона №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», где даны их точные характеристики. Комплекс по обработке и утилизации твёрдых коммунальных отходов, каковым является КПО «Коряжма», к объектам государственной экологической экспертизы не относится.
Об этом предельно конкретно сказано и в решении Октябрьского районного суда от 8 июня 2023 года (дело № 2а-1051/2023). Руководитель Северного межрегионального управления Росприроднадзора Александр Фёдорович Горних в ходе судебного заседания также пояснил, что отдельно комплекс по обработке и утилизации ТКО не подлежит государственной экологической экспертизе.
Поэтому на данном этапе такая экспертиза и не проводилась. При этом напомним, что объект имеет положительное заключение государственной строительной экспертизы.
2. Некоторые местные жители предполагают, что часть воды из техногенного водоёма на территории не вывезена машинами, а слита в лес, из-за чего ухудшилось качество воды в колодцах и реке Копытовке. Есть ли основания для таких версий?
Вернёмся немного назад. Водоём возник на месте котлована, вырытого ещё в конце 90-х годов для расширения действующего полигона ТКО. По предварительным замерам, объём воды в нём оценивался в 25 тысяч кубометров. Подрядчик — ООО «Северо-Западное строительно-монтажное эксплуатационное управление» из Санкт-Петербурга — об этом знал, работы по осушению территории также учтены в проекте. После проведения анализа воды специалистами Роспотребнадзора (существенных превышений ПДК не выявлено) было принято решение об её вывозе на очистные сооружения градообразующего предприятия — филиала Группы «Илим» в Коряжме.
Прежде всего, фактически воды в техногенном «озере» оказалось меньше, чем было предусмотрено проектом. Но абсолютно верно и логично было указать объём с запасом, а не наоборот. На данный момент с территории вывезено 13 917 кубометров воды.
Также следует учесть, что эти работы ещё не закончены. На данном этапе осушена часть территории, где будут возводиться административное здание, здание котельной, хозяйственно-бытовые постройки. Эта часть будущего КПО отделена технологической дорогой. Продолжение работ на втором участке запланировано на весну 2024 года. Отсюда и разница между заявленным и вывезенным объёмами воды.
Теперь по поводу «несанкционированных сливов», которые якобы имели место. На реке Копытовке, которая на самом деле протекает довольно далеко от места строительства КПО, расположен водомерный пост филиала Группы «Илим». Между нами была достигнута договорённость о том, что если на этом посту произойдёт повышение уровня воды, нам немедленно сообщат. Таких случаев не было. Кроме того, понятно, что комбинат обязательно проинформировал бы о таком прецеденте надзорные органы. Подобных обращений также не зафиксировано.
В лес вода также не сливалась. Повторимся: каждый кубометр вывезенной воды на учёте и имеет своё стоимостное выражение. Говоря простыми словами, сливая воду на рельеф, подрядчик лишал бы сам себя определённой суммы денег. Это не имеет никакого смысла. Более того, штрафы за такие сливы предусмотрены огромные.
Сам процесс строго контролируется комбинатом — филиалом Группы «Илим», обладающим высокой репутацией в вопросах экологии. На очистных сооружениях работают счётчики приёма воды. Кстати, пункт приёма воды находится недалеко от места строительства КПО. С учётом миллиардных инвестиций в проект, нет никакого резона предполагать, что подрядчик будет экономить на логистике и в целом на соблюдении всех требований к осушению территории.
Не нашла подтверждений и информация о том, что подрядчик якобы пробурил скважину на дне водоёма, чтобы спустить часть воды, которая затем по подземным рекам попала в колодцы. Специалисты Росприроднадзора брали пробы воды в колодцах, на которые указывали местные жители. Не выявлено ничего, что свидетельствовало бы о нарушениях со стороны подрядчика строительства КПО «Коряжма».
В связи со всем вышесказанным хотелось бы обратиться ко всем, кто публикует такую информацию в соцсетях, направляет заявления в различные инстанции: фото- и видеофиксация сейчас доступна каждому — прилагайте доказательства, если заметили нарушения, чтобы мы видели обоснованность претензий и могли на них оперативно реагировать.
3. Почему грунт со дна техногенного водоёма складировали на территории полигона города Коряжмы?
Анализ грунта из техногенного водоёма также проводился в специализированной лаборатории. Грунт определён специалистами как отходы пятого класса опасности. Это самый низкий класс — по сути, мы имеем дело с обычным грунтом. Однако перед тем, как засыпать в котлован песок и готовить площадку под строительство зданий, часть этого грунта действительно необходимо было вывезти. В частности, из-за илистых отложений.
Чтобы принимать отходы конкретно пятого класса опасности, полигону лицензия не нужна. Коряжемский полигон также имел право принимать от подрядчика извлечённый из котлована грунт, что в итоге и было сделано. Напомним, что на всех полигонах слои ТКО пересыпаются аналогичным грунтом или песком. На закупку этого ресурса требуются деньги, и немалые. В данном случае Коряжемский полигон получил грунт для пересыпки ТКО бесплатно.
4. Где гарантии, что на КПО в Коряжме не повезут мусор из Москвы, как планировалось на Шиесе?
Территориальной схемой обращения с ТКО завоз в Архангельскую область твёрдых коммунальных отходов из других регионов не предусмотрен. Схема находится в открытом доступе, ознакомиться с ней может каждый желающий.
Что касается конкретно КПО «Коряжма», его проектная мощность — 70 тысяч тонн ТКО в год. Этого с запасом достаточно, чтобы выполнить поставленные задачи, но крайне мало для решения проблем Москвы. Комплекс, помимо Коряжмы, будет обслуживать Котлас, Котласский, Ленский и Красноборский районы, Вилегодский и Верхнетоемский округа.
5. Почему общественников не пускают на участок строительства, тем самым нарушая положения Федерального закона №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ»? И когда будет создана группа для мониторинга хода строительства?
Мы категорически не согласны с тем, что общественность лишена возможности контролировать ход реализации проекта. Напротив — для этого открыто множество путей.
Прежде всего напомним, что на площадке установлена видеокамера, которая позволяет отслеживать происходящее круглые сутки и в режиме реального времени.
На сайте АО «Архангельский экологический оператор» в открытом доступе размещены документы по КПО «Коряжма», включая заключение государственной строительной экспертизы, паспорт объекта, проектно-сметную документацию, разрешение на строительство, договор с подрядчиком и т. д.
Свободное нахождение людей, не занятых непосредственно на работах, на любой строительной площадке запрещено. Даже если это обычный жилой комплекс в центре города. Для посетителей обязательно проводится инструктаж по технике безопасности, выделяются средства индивидуальной защиты, с ними следует сопровождающий. То есть такие мероприятия требуют времени, подготовки.
Тем не менее и мы, и подрядчик, конечно, готовы такие посещения организовывать. Сейчас как раз определяется состав группы для мониторинга строительства КПО, куда войдут представители общественности (инициативных групп несколько, им необходимо выбрать делегатов), СМИ, местных органов власти и депутатов.
6. Есть ли в планах сжигание твёрдых коммунальных отходов на КПО?
Нет, сжигание ТКО проектом не предусмотрено. Нет этого пункта и в территориальной схеме. Более того, в отличие от других регионов проектами строительства новых объектов обращения с отходами в Архангельской области не предусмотрено даже создание RDF-топлива,* к производству которого местные жители обычно относятся, скажем так, неоднозначно.
7. Почему для региона не в приоритете раздельный сбор мусора?
Вопрос очень масштабный, но постараемся ответить на него применительно к КПО «Коряжма». Как вы знаете, Архангельская область стала пилотным регионом, где запланировано строительство трёх комплексов переработки отходов. Два других — в Няндомском и Холмогорском округах. Вместе с этими КПО создаётся инфраструктура, подразумевающая, в том числе, и максимальный переход на раздельный сбор отходов.
На сегодня наибольшие результаты в РСО достигнуты на севере региона, в Архангельской агломерации. Активно устанавливаются специальные контейнеры — как минимум, для двухпоточного сбора мусора: отдельно для сухих отходов, подлежащих вторичной переработке, отдельно — для пищевых.
Новые КПО станут частью этой системы. Сухие и пищевые отходы будут доставляться на КПО разными мусоровозами. Это реальная и выполнимая задача. Сейчас мы формируем фундамент новой системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Архангельской области. Чтобы достичь заданных показателей, инфраструктура — первое, что необходимо создать.
КПО «Коряжма» — не готовое решение проблемы, а важная составляющая системы, которая у нас в регионе ещё проходит стадию становления.
* Вторичное топливо (RDF) — это топливо, получаемое из различных видов отходов, включая ТБО.
Источник: «Бизнес-класс Архангельск»